Нация и этнос. Модернизация и межэтнические (межконфессиональные) разборки.

Нация и этнос. Модернизация и межэтнические (межконфессиональные) разборки.

Когда в многоэтническом и многоконфессиональном обществе реализуется модернизационный проект, а без него современной России не обойтись, то происходит не размежевание, а единение. Обратного не наблюдается при успешной реализации модернизационного проекта.

Достаточно прочитать классические книги Ли Куан Ю «Сингапурская история» или малайзийского лидера Мохамада Махатхира «Путь вперёд» (есть в Рунете). Можно также вспомнить общенациональную «программу аффирмативных действий» в США, успешно реализованную в 1960-1980-х годах и весьма сплотившую многоэтническое американское общество, чего нельзя сказать о неуклюжих попытках нашего внутрипола внедрить сегодня аналогичное действо. Я уж не говорю о советской модернизации и соответственно о «ленинской национальной политике», приведшей к поразительной гармонии межэтнических отношений, укрепив как русский этнос, так и нацменьшинства, через создание Советской Нации.

Модернизация преодолевает этничность и порождает Нацию. Этнос (народ, «язык») — это природно-культурное явление, свойственное досубъектным (домодерновым) временам, а Нация — это социально-историческая общность, свойственная модерну, Новому Времени, начавшемуся в Европе полтысячелетия назад.

И Нация взрастает лишь тогда, когда возникает «критическая масса» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев-собственников, граждан. Нация вбирает в себя наиболее динамичные элементы различных этносов, переплавляет их в гражданском обществе, в национальном капитале и национальном государстве. И напротив — застой и деградация, не говоря о демодернизации, возбуждает межэтническую, межконфессиональную  рознь, и фрустрация оборачивается ксенофобией. Таково базисное понимание межэтнических отношений.

В условиях модернизации и соответственно новых открывающихся возможностей самореализации человека независимо от его этнического происхождения и конфессиональной принадлежности затухают межэтнические (межконфессиональные) разборки, потому что в повседневных устремлениях и напряжениях прорыва выплавляется более высокая, чем этническая или конфессиональная, социально-историческая общность людей — выплавляется Нация.

Нация была в США до расцвета разрушающей ЛГБТ-содомии, а также в СССР, где русский и носитель любого другого этноса свободно путешествовал и самореализовывался в контексте полиэтнической Русской Нации, которую мы  и хотим построить сейчас. Нация создана в Китае, где первичный экономический базис подавил-затмил коммунистическую надстройку, сделав китайцев гордыми за свою страну и счастливыми.

Увы, но специалистов по гармонизации межэтнических(и межконфессиональных) отношений в России практически нет. Старые практически вымерли, новые не обрели мудрость. Так что действовать приходится практически в одиночку в данном направлении с небольшой помощью отдельных депутатов (отмечу прежде всего Сергея Миронова) , учёных и общественных деятелей.

Гармонизация межнациональных (межконфессиональных) отношений — деликатная штука, требующая высочайшей квалификации. Опасны как «перегибы», так и «недогибы» при реализации указанной политики. Надеюсь, что когда-нибудь правильное строительство Русской Нации приобретёт государственный уровень в рамках модернизации социально-экономического и политико-идеологического курса страны. Иного выхода нет. Или разрушение или Перемены, в том числе, в сфере «нацбилдинга».